Ошибки в воспитании щенка
В процессе дрессировки для закрепления результатов нужно немало терпения, проявляя его вы будете в дальшейшем вознаграждены, йорки,биверы,шпицы быстро обучаются и все что вы закладываете в щенячьем возрасте малыши впитывают как губка. Не питайте никаких иллюзий – если вы не занимаетесь щенком он сам по себе не научится ни чему, и в дальнейшем из него вырастет собака, испорченная неправильным подходом к воспитанию, ошибки которого достаточно сложно исправлять. Как то мне позвонила мама девочки, для которой приобретался щенок в качестве любимца семьи, с таким вопросом : начался учебный год и щенок не дает ребенку делать уроки, требует играть кусая за руки и ноги. Щенка наказывают, бьют , но он ничего не понимает. И в чем же виноват этот маленький щеночек, в том что он очень привязался к своей хозяйке, которая играла с ним все лето, а потом решила – «все хватит» теперь мне не до тебя. И про щенка просто забыли, но для него это трагедия. Щенок не может понять почему его наказывают, и в этом виноваты сами владельцы. Покупая щенка для ребенка (от 8 лет) надо понимать, что заниматься полностью воспитанием йорка доверять ребенку нельзя, все должно проходить только под вашим чутким руководством. В следующей статье мы постараемся рассказать, как правильно воспитывать щенка с первого дня пребывания в вашем доме. Легкомысленный подход к воспитанию друга не только портит его характер, но зачастую банальное непослушание порой приводит к трагическим последствиям. При всей вашей трогательной любви к малышу, его не стоит излишне кутать, баловать и потакать всем его капризам. В противном случае, вместо очаровательного компаньона вы рискуете заиметь в доме настоящего деспота с лукавой мордашкой и милым бантиком на голове. Популярность карликовых собачек а особенно йорков во всем мире обусловлена, по-видимому, такими причинами, как отсутствие линьки, запаха, он малоежка, его легко приучить к домашнему туалету. Вам не придется в дурную погоду выводить собаку на прогулку или спешить домой из гостей. Если вы небольшой любитель прогулок, то сразу выбирайте миниатюрную собачку (что всегда значительно дороже) и приучайте ее «гулять» в лоток, на салфетку-памперс или просто на газету. Но помните, что для физического и психического здоровья собаки прогулки и игры на свежем воздухе крайне необходимы и полезны. Щенков не следует без особой нужды брать на руки. Хорошо натренированные, они способны переносить значительные физические нагрузки и удивлять нас своей выносливостью. Кроме того, от постоянного ношения на руках у щенка может испортиться линия верха, и ваша собачка станет похожа на «креветку», да еще и трусливую. Щенки очень подвижны и довольно сильны, поэтому держать их нужно осторожно, но крепко, чтобы щенок не спрыгнул с высоты и не повредился. Локти щенка необходимо всегда прижимать к бокам. Категорически нельзя поднимать щенка вверх, держа его за передние лапы - это ослабляет связки. Нельзя поднимать, обхватывая его целой ладонью под локтями. Если часто брать щенка таким образом, то у него сформируются «вывернутые локти». Щенка надо поднимать, обхватив одной рукой спереди оба плеча, а другой рукой поддерживая сзади. Помните, что щенка значительно легче научить стоять в стойке или ходить на поводке, чем взрослую собаку. Дайте щенку несколько дней на адаптацию и приступайте к занятиям. Чем моложе щенок, тем короче время занятий. В то же время ваши руки, голос, интонации должны быть добрыми, ласковыми и уверенными одновременно. Любое занятие не должно утомлять щенка. Вначале просто играйте, постепенно переходя к требованиям. Как у любого ребенка, у щенка должны быть игрушки: резиновые пищалки, искусственные косточки, мячи и пр., купленные в зоомагазинах, заслуживающих доверие. Во всех случаях с малышами необходимо обращаться разумно и щенков карликовых пород не следует заворачивать в «вату», как хрупкую драгоценность, не позволяя им погулять даже в солнечные дни. Щенки, как и человеческие дети, должны всему учиться и по возможности скорее постигать различные жизненные ситуации, но желательно что-то одно за один раз: ошейник - ситуация 1, поводок - 2, ошейник + поводок - 3 и т.д. Главное - соблюдать принцип постепенности. Одним из важных уроков общежития для щенка должно быть запрещение бестолкового лая, и вообще, нужно научить его не быть надоедливым . Попав в человеческую семью, щенок воспринимает ее как стаю. Владельца он вначале безоговорочно принимает за вожака. Но по мере взросления начинает происходить переоценка ценностей. Подрастающая собака пытается определить свое место в иерархии семьи, стремясь занять ступень повыше. У карликовых пород это может проявиться в виде многочисленных капризов, стремления вызвать неуместную жалость хозяев и других подобных уловок, которые на деле оказываются столь эффективными, что способны заставить буквально всю семью потакать его прихотям. Порою эти прихоти вредны для здоровья самого животного. Итак, вы принесли в дом крошечный комочек жизни - маленького щенка. До сих пор он жил в семье вместе с братьями, сестрами, матерью и находился в опытных руках заводчика. Теперь помогите ему освоиться в вашем доме. Для того, чтобы щенок легче перенес разлуку с матерью, ему можно положить на место плюшевую игрушку или старую меховую шапку. Следите только, чтобы щенок их не драл, так как проглоченные клочья могут вызвать закупорку кишечника. Если щенок будет скулить днем от тоски, возьмите его на руки, погладьте, ласково поговорите с ним. Ночью лучше не обращать на него внимания и перетерпеть его возможные вопли в первые ночи. Если щенок добьется того, чтобы его взяли в постель, значит он станет хозяином своих хозяев. Но если вы согласны с тем, чтобы он спал с вами, то берите сразу, хотя мы не советуем это делать. Во-первых, бн мал и возможное ночное падение или неудачный прыжок могут окончиться для него сломанной лапой. За ночь щенку нужно несколько раз помочиться и он будет вас беспокоить. Приученный спать с вами, он будет лезть в постель к детям, что недопустимо по вполне понятным причинам. Если вы не возражаете против лазания по креслам и диванам, то сделайте из подручного материала (старых одеял, подушек и т.п.) « ступеньки» для спуска. Это временное сооружение необходимо только на период роста. Заранее приготовьте ему место. Корзина для сна не должна быть слишком большой. Здесь всегда чисто, тепло, уютно, не будет сквозняков и никто и никогда не посмеет потревожить собаку. Когда вам необходимо покормить, убрать, помыть, выгулять и т.п., ласково позовите щенка, выманите его лакомством или любимой игрушкой. Никогда не забирайте щенка насильно. Щенка нельзя пугать, догонять, преследовать, выгонять из-под мебели веником или щеткой - это жестоко и может испортить характер собаки на всю жизнь. Воспитывать и дрессировать собаку лучше всего в щенячьем возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее:
• нельзя требовать от него непосильной по физическому развитию четкости в усвоении навыков и утомлять его многократным повторением одного и того же приема; • команды нужно всегда подавать четко и однообразно, в одной интонации голоса; • отработав простые навыки, можно переходить к более сложным; • во время обучения нельзя применять механические меры воздействия за невыполнение команд (ударять щенка поводком, плеткой или рукой); • условные рефлексы необходимо вырабатывать во время игры или на прогулке в хорошую погоду; • за хорошее выполнение команд следует обязательно поощрять щенка лакомством, восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием; • нельзя заменять команды словами с тем же значением, но другими по звучанию, например, говорить щенку «Ложись!» вместо подачи нормативной команды «Лежать!»; • нужно добиваться обязательного выполнения щенком вашей команды; • нельзя позволять щенку выполнять команды посторонних людей; • во время воспитательной дрессировки следует наблюдать за поведением щенка, преобладающими реакциями, чтобы не травмировать его нервную систему; • в период воспитательной дрессировки желательно подавать команды одновременно и голосом, и жестом, например, команду «Ко мне!» сопровождать хлопком рукой по бедру и т.д.
Если у вас что-то не получается с обучением щенка, обратитесь в клуб служебного собаководства, где вы сможете получить необходимые рекомендации. Приучение щенка садиться по команде. В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться по команде. Обучение лучше всего начинать дома. Перед кормлением берут собаку на поводок и располагают ее перед собой. Затем четко, спокойным голосом произносят команду «Сидеть!» и, придерживая щенка за поводок левой рукой, правой подносят к его носу кусочек пищи, зажатый в ладони. Как только щенок коснется носом ладони и попытается достать кусочек пищи, ладонь медленно уводят за голову щенка, вверх-назад. Щенок тянется за лакомством, задирает голову вверх. Если ему немного помочь (придержать за поводок или легко надавить на круп), то он сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду «Сидеть!», вслед за ней ласковым тоном произносят «Хорошо!» и дают щенку лакомство. После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание «Хорошо!» и поглаживать щенка. Приучение щенка ложиться по команде. После усвоения щенком навыка «Сидеть!» приступают к обучению его ложиться по команде. Сидящему у левой ноги щенку показывают лакомство, зажатое в правой руке, протягивают лакомство вперед и вниз, одновременно нажимая на холку щенка, не давая ему встать, и дают команду «Лежать!». Как только щенок лег, ему сразу же дают лакомство, находящееся в правой руке, и произносят «Хорошо!». После отработки команды «Лежать!» из положения сидя приступают к отработке этого навыка на расстоянии 1-2 м, постепенно увеличивая время между выполнением команды и дачей лакомства, предупреждая попытку изменить положение повторной командой «Лежать!» с угрожающей интонацией. . Приучение щенка стоять по команде. Этот навык вырабатывается в возрасте 5-7 месяцев после выработки условных рефлексов на команды «Сидеть!» и «Лежать!». Навык на команду «Стоять!» отрабатывается в следующей последовательности: сидящему у ноги щенку подают команду « Стоять!» и левой рукой приподнимают его туловище в области живота. Как только щенок встал, его ободряют поглаживанием, повторяя восклицания «Стоять!» и «Хорошо!», а затем дают лакомство. При попытке щенка сесть левую руку снова кладут под живот, поддерживая его в стоячем положении и повторяя команду «Стоять!». После того как навык на команду будет освоен, переходят к отработке этого навыка из лежачего положения и на расстоянии до 10м с выдержкой в течение 30 с. Тренер должен знать, что связочный аппарат у собаки не очень сильный, поэтому долго стоять или сидеть ей тяжело. Собаке удобно либо двигаться, либо лежать. Следовательно, время сидения или стояния собаки не должно быть слишком долгим. Приучение щенка к наморднику. К ношению намордника щенков крупных пород приучают с 5 месяцев. Намордник подбирают по голове собаки. Самым удобным считается глухой намордник из сплошного куска кожи с отверстиями для воздуха. Прежде чем надеть на щенка намордник, его дают малышу понюхать. Затем кладут внутрь намордника лакомство. Когда щенок, пытаясь достать лакомство, сунет голову в намордник, надевают его полностью, одновременно давая команду «Дай голову!». Через 2-3 мин намордник снимают, щенку дают лакомство и оглаживают. Повторяя ежедневно этот прием, постепенно увеличивают время нахождения щенка в наморднике. Если проделывать это перед каждым выходом на прогулку, то щенок не будет сильно угнетен процедурой надевания намордника и скоро привыкнет к нему. По мере роста щенка намордник приходится несколько раз менять. Приучение щенка к показу зубов. Приучать щенка к показу зубов необходимо с 2-3-месячного возраста, учитывая, что в 5 месяцев щенок может попасть на выводку молодняка. На выводке осмотр состояния зубов у щенков необходим для присуждения оценки и определения правильности физического развития животного. Используя контрастный метод дрессировки, владелец, вернувшись со щенком с прогулки, усаживает его по команде «Сидеть!,» и дает лакомство, ради получения которого щенок сел. Не отпуская щенка, а придерживая его (наступив ногой на поводок), владелец подает команду «Хорошо сидеть!» и сразу другую — «Покажи зубы!». После команды «Покажи зубы!», данной в приказной интонации, он кладет правую руку ладонью под морду щенка, а левую — сверху морды. Повторив команду еще раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы щенка спереди. Осмотрев прикус и количество резцов, владелец отодвигает губы с боков и осматривает коренные зубы. Закончив осмотр, он должен похвалить щенка и дать ему лакомство. Осмотр зубов проводят ежедневно. Когда щенок привыкнет показывать зубы дома без посторонних раздражителей, переходят к осмотру зубов во дворе, но только после того, как щенок оправится. Постепенно этот прием доводят до навыка. В дальнейшем, услышав команды «Сидеть!», «Покажи зубы!», собака сама начинает поднимать губы, не сопротивляется осмотру зубов. Приучение щенка не брать с земли пищевые отбросы. Во время прогулок щенок часто хватает и стремится съесть пищевые отбросы: кости, хлеб и т.п. Чтобы отучить щенка от этого вредного навыка, нужно взять его на длинный и легкий поводок и при каждой его попытке что-либо поднять с земли тут же подать команду «Фу!» в угрожающей форме и дернуть за поводок. Щенок должен выбросить взятый предмет изо рта. Если он этого не сделает, нужно руками вытащить у него изо рта взятый предмет, произнеся при этом команду «Дай!». С 7-8 месяцев на щенка, хватающего с земли отбросы, можно надевать строгий ошейник и при попытке схватить что-либо с земли дернуть за поводок и одновременно дать команду «Фу!». В случае проявления щенком настойчивости команду «Фу!» повторяют, а щенка легонько ударяют по морде отнятым предметом. Прекращение нежелательных действий по команде очень важно в служебном использовании собак, поэтому приучить собаку к безотказному выполнению команды «Фу!» крайне необходимо. Вы добьетесь успеха, если наберетесь терпения. Приучение щенка к сдержанности по отношению к посторонним. Для отработки этого навыка необходимо довольно просторное помещение и наличие нескольких помощников. Хозяин ласковым голосом подзывает к себе щенка. Одновременно несколько находящихся рядом чужих для щенка людей легонько ударяют его тонким прутиком или свернутой в трубку газетой. Щенок бежит к хозяину, ища у него защиты, и получает от него лакомство. Отучение щенка от попрошайничества. Многие щенки уже в раннем возрасте усваивают вредную привычку одними из первых занимать место за столом или рядом с ним на полу и своим несчастным видом или настойчивым гипнотизированием вынуждать кого-либо из сидящих за столом давать им куски. Щенка не так сложно отучить от этой привычки, если следовать приведенным здесь рекомендациям. Во-первых, когда вы садитесь за стол, щенок должен быть накормлен в такой степени, чтобы его не смущали даже самые соблазнительные запахи. Во-вторых, щенок не должен получать со стола ни крошки. В-третьих, надо настойчиво потребовать, чтобы щенок не покидал указанного ему места. Если у вас осталось от обеда что-то вкусное для щенка, положите это в его миску. Будьте последовательны и настойчивы, и щенок очень скоро поймет бесперспективность попрошайничества и прекратит это занятие. Приучение щенка к отведенному для него месту в квартире. У щенка должно быть постоянное, выбранное его владельцем место, где он мог бы отдохнуть и побыть в одиночестве, если у него появилось такое желание. На выбранное место кладут матрасик или плотный половичок в чехле, который можно легко снять и постирать по мере загрязнения. Заметив, что щенок устал от игры и непрочь поспать, его берут в руки и кладут на отведенное ему место со словами «Место, место!», сопровождая их дачей лакомства. Если щенок сделает попытку удрать и обосноваться в каком-то другом месте, его ласково, но настойчиво возвращают на прежнее, повторяя команду «Место!». Конечно, ничто не достигается сразу, но если вы проявите терпение и настойчивость, то через некоторое время щенок привыкнет и по вашей команде будет отправляться на свое место. Если вы чувствуете, что данное место собаке не нравится, его нужно поменять. Отработка со щенком команды «Ко мне!». Перед каждой дачей пищи называйте щенка по имени и мягким голосом говорите «Ко мне». Во время игры подзывайте щенка, произносите его имя, команду и давайте лакомство. Щенок очень быстро привыкнет идти к вам по команде. Усложните задачу. Пусть ваш помощник позовет щенка из другой комнаты. Потом вы произнесите команду. Малыш начнет бегать от помощника к вам и наоборот. Не забывайте подкреплять успехи ученика лакомством и похвалой. Продолжайте отрабатывать навык на улице во время прогулки. Держите щенка на длинном поводке, подзывайте командой «Ко мне» и поощряйте лакомством. |